Please disable Ad Blocker before you can visit the website !!!

Пророчества, которые нам оставили: прогнозы наших предков

by admin   ·  7 months ago   ·  
thumbnail

Взгляд на космос из прошлого

Почти все футуристические прогнозы теперь выглядят наивно и вызывают лишь удивление: как можно было даже просто подумать, что такое возможно? У людей того времени не было багажа знаний, который есть у нас. Им приходилось додумывать, импровизировать и мыслить теми образами, которые их окружают. Быть может, поэтому созданное ими будущее часто было похоже на их собственный мир, в котором люди носят те же прически и цилиндры, а на самых сложных машинах все равно есть выхлопная труба.

Даже если за создание картин будущего брались очень основательно, результат все равно был тот же. Например, в 1935 году советский зритель увидел потрясающий для того времени фильм «Космический рейс». Это была история о группе советских ученых, которые путешествуют на Луну. Чтобы сделать этот фильм, проводились консультации с самим Константином Эдуардовичем Циолковским.

Именно поэтому в фильме есть масса мелочей, на которые никто бы в то время не обратил внимания. Например показана невесомость, которую испытывают члены команды в космосе, а при прогулке по Луне демонстрируется слабое притяжение. Но при этом сам ракетоплан больше напоминает дирижабль — наиболее фантастическое летательное средство того времени.

Вряд ли у кого-то есть сегодня сомнения по поводу того, что в скором времени люди полетят на Марс. Как будут выглядеть их первые шаги на Красной планете, скорее всего, мы увидим в режиме прямой трансляции. Когда это произойдет, увиденное на экранах можно будет сравнить с иллюстрацией Джорджа Бэкакса (George Bakacs), сделанной еще в 1964 году к книге Rockets to Explore the Unknown («Ракеты исследуют неизвестность»).

Дом, который давно поумнел: концепции дома будущего разного времени

Мысль о том, как бы сделать свой дом более умным, не покидает человека долгие годы. Сейчас смарт-хаус, или, попросту говоря, умный дом — это совсем не фантастика, а объективная реальность. Такой дом следит за климатом, подбирает освещение, идентифицирует хозяина, а также ежеминутно догадывается о тех или иных бытовых потребностях обитателей, по возможности удовлетворяя их. Функциями умного дома можно управлять с помощью голосовых команд, по Интернету. Одним словом, возможности умного дома ограничены только фантазией его хозяина. Самые большие энтузиасты уже нашли способ, как самостоятельно реализовать концепцию умного дома, и постоянно делятся в интернет-сообществах и социальных сетях опытом компьютеризации жилых помещений. Обустройство умных домов теперь поставлено на поток. При наличии денег в умный дом можно превратить любое жилье или даже приобрести недвижимость, уже напичканную нужной электроникой «под ключ».

С каждым годом управление функциями умного дома реализуется проще и удобнее. На данный момент для этой цели хватит мощностей обычного смартфона или планшетного ПК. Но если вы думаете, что такие дома стали возможны только с появлением компьютеров, вы сильно заблуждаетесь.

Еще в 1956 году на экраны вышла короткометражная лента Design for Dreaming.

Это был музыкальный проморолик автошоу General Motors Motorama. В одном из эпизодов этого музыкального видео появляется «умная кухня будущего», которая управляется сенсорными кнопками и оборудована цветным дисплеем. Девушка берет небольшую карту с перфорацией и вставляет ее в слот, после чего на дисплее показывается блюдо, которое должно быть приготовлено.

Стоит отметить, что эта кухня — не совсем декорация. В 1957 году действительно был такой проект от американского бренда Frigidaire, который демонстрировался на выставке Paris Exhibition of Future. Эта кухня была с индукционной плитой, инфракрасным грилем, моющей ультразвуком машиной и еще массой полезных устройств, позволявших долго хранить продукты и быстро их готовить. Более подробно об этой кухне рассказывает чешский фельетон.

«Чудо-кухня» 50-x годов от Whirlpool

Известная компания Whirlpool, выпускающая бытовую технику, тоже не отставала от веяний времени. Ее инженеры сделали собственный вариант кухни будущего, который назывался «Чудо-кухня» (Miracle Kitchen). Проектируя эту умную кухню, инженеры пошли еще дальше. Если у Frigidaire кухня состояла из выезжающих полок и автоматизированных приборов, то у Whirlpool шкаф с посудой вообще сам ездил за хозяйкой, а после того как, наполненный грязными тарелками, возвращался на место, он выполнял функции посудомоечной машины.

А в 1959 году на американской выставке в Москве представители Whirlpool показали портативного робота-уборщика.

Monsanto: будущее — за пластиком

В середине прошлого века многие бизнесмены были помешаны на идее использования пластика. Вспомните хотя бы фильм «Выпускник» 1967 года с Дастином Хоффманом в главной роли. В начале картины есть эпизод, в котором один из гостей упорно пытается переубедить главного героя, что за пластиком будущее.

Многим казалось, что пластмасса — это универсальный материал, который в будущем будет использоваться повсеместно. Из пластика будет производиться небьющаяся посуда, можно будет делать долговечную, легкую и дешевую мебель, а самые смелые «прогнозисты» видели в пластике превосходный материал для строительства домов. Чтобы убедить всех в замечательных перспективах такого пластмассового жилья, американский химический концерн Monsanto в 1957 году запустил аттракцион в Диснейленде, который был назван «Дом будущего Monsanto».

Весь этот дом, а также его обстановка были выполнены из пластмассовых материалов. Пластмасса использовалась везде — в облицовке, для мебели, для организации звука и света и так далее. Всего было применено более тридцати разных типов пластика.

Поначалу люди толпами приходили взглянуть на Монсанто, и большинство посетителей действительно уходило с тайным желанием когда-нибудь поселиться в таком доме. В действительности же производство умных домов Монсанто было невозможно по причине слишком высокой стоимости. Да и реальная прочность пластиковых материалов из которых был сделан этот дом, вряд ли соответствовала той надежности, о которой говорилось в рекламе.

Дом был выполнен в форме креста. В центре этого креста был большой холл, а в крыльях располагались спальни, гостиная и столовая. Изначально задумывалось, что весь этот дом будущего будет вращаться, поворачиваясь к солнцу, но, когда посчитали, в какую сумму выльется эта «карусель», решили, что дом и без вращения выглядит солидно, — строители оставили его стоять неподвижно на бетонном основании.

Дом не только отличался необычным дизайном, но и был напичкан разными электронными чудесами. В нем, например, была умная кухня, а за температурой внутри дома следила система управления климатом, охлаждая или подогревая комнаты. Кроме этого, умный дом будущего был оснащен увлажнителями и системой очистки воздуха.

Интерьер Монсанто напоминал трансформер — многие внутренние элементы интерьера и обстановки то и дело меняли свое положение, подстраиваясь под его обитателей. Так, например, на кухне выезжали скрытые полки с продуктами, мебель выкатывалась и пряталась в специально предусмотренные для этого места, а в ванной можно было менять положение раковины под рост человека. Кстати, в ванной была электробритва и электрическая зубная щетка. И уж совсем невероятное дело — в доме были предусмотрены домофоны с дисплеями, на которых можно было увидеть, кто звонит в дверь.

Примерно к тому же времени относится интересный концепт видеофона из рекламы Western Electric. Действительно, некоторые предсказания лежат на поверхности, и увидеть их — не такая уж сложная задача. И когда человек привык к телефонной связи, он тут же предположил, что в будущем появится аналогичная связь с визуальным сопровождением.

Футуро: летающая тарелка, в которой можно жить

Помимо пластикового дома в Диснейленде, в середине двадцатого века была еще одна попытка доказать, что у домов из пластмассы есть будущее. Этот проект, получивший название Futuro, был придуман в конце шестидесятых в Финляндии человеком по имени Матти Суоррен (Matti Suorren).

Нужно сказать, что Футуро ждала лучшая судьба чем проект концерна Монсанто. Изначально строение задумывалось как компактный и удобный лыжный домик, который можно было бы использовать для переодевания и временных перерывов между катанием на лыжах. Его стены были действительно сделаны из пластика, но не обычного, а усиленного стекловолоконным слоем, обеспечивающим улучшенную теплоизоляцию. Дом можно было строить в любом климате и любых условиях за рекордно короткие сроки. Но самым удивительным был дизайн домика.

Округлые очертания стен, овальные иллюминаторы и металлическая основа, на которой размещался дом, а также выдвижной трап, с помощью которого можно было подниматься вовнутрь, — все это придавало строению «инопланетный» вид. Люди неоднозначно отнеслись к подобному дизайну. С одной стороны, он был очень оригинальным, но, с другой стороны, многие провинциальные жители были категорически против возведения мобильных домов. Они казались им не только чужими и нелепыми, но еще и наносящими вред экологии.

И все же потихоньку эти домики продавались. Домики Футуро были даже закуплены советским олимпийским комитетом для размещения иностранных гостей, прибывших на Олимпиаду.

Но все перспективы постройки домов из пластика разбились о кризис, связанный с резким подорожанием нефти в 1978 году. Производство материала для строительства стало слишком дорогим удовольствием.

Первый дом будущего с электричеством

Буквально в каждом номере Popular Mechanics Magazine первой половины 20 века можно было прочитать, что будущее любой области зависит от электричества. Развитие авиации, автомобилестроение, кораблестроение и многие другие сферы будут эволюционировать под влиянием открытий в электротехнике. В 1939 году на страницах этого издания появилась статья про дом будущего.

И конечно же, главным тезисом этой статьи стало то, что дом будущего весь электрифицирован. В таком доме везде есть свет, его много, очень много, и он может быть разного цвета — под настроение жильцов. Свет получается благодаря последней новинке — особым высокоэффективным энергосберегающим лампам, способным давать дневной яркий свет (сколько лет прошло, а ничего не меняется, правда?). В этом доме также есть неслыханное чудо — электроподогрев стен!

На одной из иллюстраций демонстрируется совершенно новый способ приготовления пищи — с помощью волн высокой частоты. К сожалению, человек на снимке не осознает, какой глупой опасности он себя подвергает, разогревая бутерброд прямо в руке.

Первым же прообразом современного музыкального кинотеатра можно считать концепт начала 1940-х годов от промышленного дизайнера из США Сэмюэля Маркса (Samuel Marx). Он нарисовал устройство, которое назвал «Радио будущего». В нем есть не только радио, но и проигрыватель виниловых пластинок, а также встроенный телевизор.

Одежда третьего тысячелетия: легким движением руки брюки превращаются…

Довольно странно, но в одежде человек оказался довольно консервативным. Несмотря на создание большого количества синтетических материалов, мы по-прежнему тяготеем к «настоящей» одежде, которая дышит, не натирает и сделана из природных материалов — хлопка, шелка и так далее.

Но в 1939 году казалось, что с приходом нового тысячелетия человек должен кардинально сменить гардероб. И уж конечно «одежда будущего» будет так или иначе связана с электричеством. Просмотрев киножурнал Pathetone weekly: The spice of variety, будьте готовы к потрясениям.http://www.youtube.com/embed/U9eAiy0IGBI?feature=player_detailpage

Судя по тому, что нам демонстрируют кадры столетней давности, дамы в «далеком двухтысячном» одеты в алюминий и носят в голове лампочку, которая загадочным образом сигнализирует о честности их спутников. Кроме того, у женщин в будущем есть электрический пояс, который помогает телу адаптироваться к климатическим изменениям.

Даже для нас, переживших Миллениум, такой показ мод кажется смешным, а в 1939 году эти одежды казались еще более забавными. Демонстрируя одно из платьев, ведущий за кадром не может удержаться от шутливого комментария: «Одно из платьев будущего сделано из прозрачной сети. Наверное, для того, чтобы ловить ею мужчин».

Одежда для мужчин из двухтысячного года, по мнению американских дизайнеров тридцатых годов, должна быть с массой отделений — для монет, радио, для ключей и еще бог знает для каких целей. На пленке тридцатых годов показан мужчина, в одежду которого включено отделение для телефонной трубки. Его носки одноразовые, а костюм лишен пуговиц и галстука.

Можно сказать, почти угадали — карманы для телефонов сегодня есть почти в любой одежде. Правда, сами телефоны с тех пор, как снималась эта хроника, сильно изменились, да и металлические головные уборы как-то не прижились.

Этот ролик предшествовал открытию выставки New York World’s Fair и был выпущен одновременно с очередным номером журнала мод Vanity Fair (февраль 1939-го), в котором дизайнеры делали прогнозы относительно моды будущего.

Автомобилестроение: прогнозы понарошку

Если делать ставку на прогнозы будущего, игры с предсказаниями могут закончиться банкротством. Именно поэтому многие автомобильные гиганты не спешили, да и сейчас и не спешат делать революционно новый дизайн. Но как же тогда держать марку и стимулировать интерес покупателей к своей продукции? Ответ прост — концептуальные автомобили.

Многие производители автотранспорта держали в своем «автопарке» несколько эксклюзивных моделей авто, которые должны поражать воображение любителей быстрой езды необычным дизайном и возможностями.

Эти автомобили выставлялись в салонах, демонстрировались на автомобильных выставках и фиугрировали в рекламных роликах. На самом же деле многие из представленных «суперкаров» прошлого века были бутафорией. Большинство из них не просто не соответствовали заявленным характеристикам, но и даже не могли сдвинуться с места из-за отсутствия… двигателя.

Такие авто создавались с целью вызвать восхищение у публики и служили рабочим материалом для экспериментов с формой и функциональностью. В производство подобные машины не шли по многим причинам, главная из которых — неоправданно высокая стоимость.

Если ознакомиться с концептуальными машинами прошлого подробнее, можно получить представление о том, что думали про автомобили будущего на заре автомобилестроения. Технические возможности середины прошлого века накладывали определенные ограничения на проектируемые авто. И тем не менее необычных моделей «автомобилей будущего» было очень и очень много. Эту тему мы надеемся рассмотреть подробнее как-нибудь в одной из будущих статей, а пока же хотим показать вам несколько разработок, которые опередили свое время.

Во многом автомобили будущего должны были напоминать нечто неземное, эдакий летательный аппарат. Поэтому дизайнеры прошлого века умышленно придавали сходство с ним, добавляя характерные элементы к облику концептуального авто.

Серебристая краска, схожие датчики на приборной панели, имитация воздухозаборников и выхлопных труб на самолетах, всевозможные крылья — все это говорит о том, что автомобили будущего так или иначе должны были быть «космическими» или, на худой конец, «самолетными».

Электронная начинка концептуальных автомобилей тоже была на высоте. В модели Ford X100, выпущенной в 1953 году к пятидесятилетию бренда, имелся телефон (непонятно только, как им можно было пользоваться). В сидения была встроена система подогрева, а еще к машине прилагалась электробритва, чтобы можно было бриться в пути.

Еще более потрясающим были «гаджеты», которыми комплектовался другой концептуальный автомобиль — Buick Centurion, производившийся в 1956 году. В этом автомобиле использовалась прозрачная крыша и не было зеркал заднего вида. Их роль играл телевизионный экран, вмонтированный в приборную панель. На него передавалось изображение с камеры, установленной в задней части автомобиля. Это более чем невероятно для пятидесятых, ведь и по сей день подобное диковинное оснащение — большая редкость.

А вот бензобака в машине не было как такового — автомобиль был предназначен только для демонстрации на автошоу. Заглянет человек под капот, увидит восьмицилиндровый двигатель объемом 5 литров, рассмотрит футуристическое радио и телевизор в салоне, поцокает языком да и уйдет, в полной уверенности, что машина на ходу.

ГАЗ — советские автомобили будущего

А что же насчет отечественных производителей легкового транспорта? Конечно, по целому ряду причин наш автопром не мог тягаться по эффектности и зрелищности концептуальных машин с западными коллегами. Практически весь популярный автопарк выпускаемых в СССР моделей был калькой с продукции западных фирм. Не было у нас ярких автошоу, а немногочисленная реклама товаров очень отличалась от того, что было в других странах. Редкие экспериментальные проекты были связаны с оборонной промышленностью, и о них мало кто знал. Зато если наши конструкторы уж брались за дело, то их автомобили не были бутафорией без бензобака — они ездили, да еще как.

К счастью, в архивах сохранилась информация о некоторых попытках наших конструкторов сделать что-то из ряда вон выходящее. Одним из таких проектов являлся автомобиль на воздушной подушке ГАЗ-16, разрабатываемый под руководством конструктора Алексея Андреевича Смолина, имевшего опыт в проектировании летательных средств.

Сделанная в начале шестидесятых, эта модель и сегодня поражает своими футуристичными формами. Эта машина могла ехать как по твердому грунту, используя управляемое гидравликой четырехколесное шасси с подвеской (по типу той, что была в «Волге» ГАЗ-21), так и по любой другой поверхности, зависая над землей. Автомобиль весил более двух тон, имел два посадочных места и мог развивать крейсерскую скорость 70 километров в час.

А вот еще одно чудо от Смолина — автомобиль ГАЗ-СГ3 (он же ГАЗ-ТР), сконструированный еще раньше — в период с 1952 по 1953 год. Расчетная скорость этой модели составляла ни много ни мало 800 км/час, а под капотом (если это вообще можно назвать капотом) скрывалась мощность в тысячу лошадиных сил.

Секретом такой сумасшедшей тяговой силы был турбореактивный двигатель ВК-1, позаимствованный у истребителя МИГ-17.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать лишь один вывод: предсказывать будущее могут только писатели-фантасты, а у обычных же экспертов просто не хватает воображения, чтобы увидеть грядущие перемены.

Говорят, что слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Если предсказание не оправдалось, напрашивается вывод, что автор этого прогноза проявил недальновидность. Но не стоит забывать, что история имеет тенденцию повторяться.

В песне Happy New Year, новогоднем гимне знаменитого шведского квартета ABBA, есть слова: «Кто знает, что нас ждет за чертой восемьдесят девятого?» Авторы не думали, что их произведение будут помнить долго, а 1989 год на момент написания этой песни казался очень далеким. Но вот прошло время. Все узнали, что именно таил в себе тот самый 1989 год. И неожиданно песня обрела новый смысл, словно предлагая еще раз узнать, что там будет в будущем, в новом 89 году. Поэтому, если прогноз не сбылся, быть может, просто стоит подождать. Возможно, его время еще не наступило.

За последние годы человечество стало так быстро продвигаться в науке, что уже трудно предположить, что ждет его через год-другой, не говоря уже про столетие. Есть только один способ проверить любой прогноз — жить назло любым проблемам. А если даже не суждено узнать, каким будет мир в далеком будущем, не беда. Главное — верить в лучшее и стараться, чтобы потомкам осталось еще что-то, кроме прогнозов.

🔥136

Leave a Reply