Please disable Ad Blocker before you can visit the website !!!

Пророчества, которые нам оставили: прогнозы наших предков

by admin   ·  7 months ago   ·  
thumbnail

Пророчества фантастов: а могли бы быть и лаборы

Видение будущего ярче всего предстает перед нами в произведениях первых писателей-фантастов. Артур Кларк, Герберт Уэллс, Роберт Хайнлайн, Роберт Шекли — вот имена тех, кто умел заглядывать в будущее и раскрывать тайны на страницах своих романов. Конечно, многие из их предположений слишком наивны и не выдерживают никакой критики со стороны науки, но сколько любопытного они смогли предугадать! Подводная лодка, запуск спутников, космические станции, полеты к другим планетам, мобильные телефоны и многое другое. А иногда фантасты своими произведениями прямо влияли на будущее. Как, например, Карел Чапек.

Карел Чапек не был писателем-фантастом в привычном смысле этого слова, хотя некоторые его произведения и носят антиутопический характер. Один раз он пришел к своему брату Йозефу, который был художником и как раз работал над новой картиной. Чешский писатель нуждался в совете.

«Я, — сказал Чапек, — работаю над новой пьесой и не знаю, как назвать человекоподобных искусственных существ. Думал назвать их лаборами (от латинского Labor — «работать»), но мне это слово кажется слишком каким-то бумажным». Йозеф даже кисть изо рта не вынул, настолько был увлечен своей работой, но все-таки ответил: «Так назови их роботами».

Вопреки кажущемуся созвучию, слово «робот» не образовано от русского слова «работать». По-словацки это слово означало «каторга» или «тяжелая работа».

Чапек и его брат даже предположить не могли, насколько прочно это слово войдет в лексикон разных языков. А ведь не обратись за советом Карел к Йозефу, и, может, искусственные механизмы назывались бы сегодня лаборами, а специалисты в робототехнике были лаборатехниками.

Пьеса Чапека R.U.R. («Россумские Универсальные Роботы») стала источником вдохновения для многих инженеров того времени. Некоторые из них бросились воссоздавать этих самых роботов.

Особенно большой популярностью «роботы Чапека» пользовались в Британии. Их там не только создавали, но и демонстрировали на выставках. Например, этого моторизированного робота по имени Эрик показывали в Лондоне на выставке, организованной Model Engineer.

На его создание ушло полгода. Он мог стоять, ходить, сидеть, говорить, двигать глазами и даже умел пожимать руку. «Озвучивал» робота сам хозяин, а вот каким образом — остается загадкой, даже чертеж внутренностей машины не вносит ясности. Весил Эрик около 45 кг и работал от батареи на 12 вольт.

Интересно, что в СССР историю Чапека переработали, и в 1935 году на экраны вышла очень вольная интерпретация пьесы под названием «Гибель сенсации. Робот Джима Рипль». Это был уже не немой, а звуковой фильм. Содержание его было переделано с акцентом на борьбу рабочих с капиталистами.

#Кино и телевидение: без шансов на успех

В конце 1925 года Сэм Уорнер (один из четырех братьев—основателей концерна Warner Bros. Entertainment) приобрел собственную вещательную радиостанцию. Вдохновленный ее работой, он предложил своему брату Гарри использовать записанный голос и в кино, синхронизируя аудио с движениями актеров на экране. На то время кино уже не было полностью немым, но в фильмах использовалось лишь несинхронизированное звуковое сопровождение.

На предложение брата Гарри Уорнер выдал потрясающую фразу: «Да кого, черт возьми, вообще волнует, о чем там говорят актеры?» Всего спустя два года Warner Bros. представила The Jazz Singer — первый фильм, в котором зрители могли услышать голоса актеров.

Однако, к сожалению, сами братья пропустили его премьеру из-за смерти Сэма. Того самого, кто первый подал идею сделать такой фильм.

В перспективы телевидения почему-то тоже верили не все. Так, один из руководителей студии 20th Century Fox Дэррил Занук (Darryl Zanuck) в 1946 году сказал: «Телевидение не сможет продержаться на рынке более полугода. Народу просто надоест пялиться на фанерный ящик каждую ночь».

Кстати, на то время телевидение уже вот-вот должно было стать массовым явлением. Например, в нашей стране московский телецентр на Шаболовке с 1 марта 1939 года транслировал регулярные передачи по два часа четыре раза в неделю.

Как художники прошлого видели будущее

Артур Радебо: будущее ближе, чем мы думаем

Многие художники прошлого века, вдохновленные стремительным (как тогда казалось) развитием науки и техники, старались своими работами доказать всем остальным, что «будущее ближе, чем мы думаем». Именно такое название художник Артур Радебо (Arthur Radebaugh) дал серии рисунков, которые были опубликованы в период с 1958 по 1962 год.

Рисунки-комиксы содержали много интересных идей и концептов. Например, Артур предполагал, что в будущем появятся полностью автоматизированные сельскохозяйственные угодья, на которых растения будут выращиваться под управлением многочисленных датчиков, систем полива и так далее.

Некоторые из футуристических предсказаний были сделаны художником не на пустом месте. Так, например, на одном из рисунков автор показывает, что в будущем автомобили можно будет перекрашивать за считаные минуты с помощью электромагнитных пистолетов. Такая возможность должна была появиться благодаря новым материалам, которые предполагалось использовать при конструировании новых автомобилей.

И это не совсем фантазии. О похожих перспективах в то время упоминал Д.С. Хардер (D.S. Harder), вице-президент компании Ford. Он намекал, что в скором времени могут появиться автомобили, которые будут устойчивы к загрязнению, а также будут обладать другими удивительными свойствами, например сами смогут очищаться от пыли.

Почтальоны будущего должны быть оснащены реактивными ранцами. Подобное устройство, как показало время, не только труднореализуемо, но еще и совершенно непрактично. Немногочисленные экземпляры таких ранцев были слишком шумными, требовали огромного количества топлива и к тому же представляли реальную угрозу для «летуна», поскольку управлять ими было очень сложно.

В будущем, по мнению художника, автомобиль станет главным способом перемещения для обычного человека. Поэтому для удобства было бы целесообразно построить что-то вроде магазинов для авто. Работают они, примерно, по принципу «Макавто» — водитель подъезжает на специальную стоянку и делает заказ продуктовых товаров, которые по ходу движения вдоль «прилавков» загружаются покупателю в багажник. Скорее всего, Arthur Radebaugh не подозревал, насколько бесперспективным будет подобный проект в условиях поголовной автомобилизации. Достаточно всего полутора десятков автомобилей, чтобы на такой точке продажи образовалась пробка.

Что касается медицины, то тут Артур практически угадал. Если закрыть глаза на технические подробности и оставить только суть предсказания, то можно отметить, что художник практически предвидел в своем комиксе лазерную терапию, благодаря которой стало возможно проводить очень сложные операции без крови и осложнений.

Учебные заведения будущего должны быть переполнены желающими получить знания. Вот тут художник проявляет оптимизм. По его мнению, а вернее, согласно прогнозам ученых, чьи идеи он воплощал в рисунки, в будущем будут активно использоваться дистанционные формы обучения. Давать студентам задания и проверять их выполнение должны автоматизированные системы.

Следующий концепт особенно интересен, поскольку он напрямую затрагивает нас с вами. Художник высказывал предположение, что Аляска и Россия будут соединены между собой прямой магистралью, которая пройдет по туннелю по дну Берингова пролива. Очень жаль, что с тех пор идеи по поводу постройки такого туннеля так и не были воплощены в реальность.

Также художник предсказывал в своих рисунках транспорт, управляемый роботами, больницы в космосе, вращающиеся здания. А еще он уверенно заявлял о том, что в скором времени появится устройство, с помощью которого можно будет записать любые телевизионные передачи, а затем просмотреть их в удобное для себя время. Называется это чудо «телевизионный магнитофон». В будущем читать книги можно будет прямо с потолка, лежа на диване. Система проекторов будет выводить изображение с помощью микрофильмов. Главное — не уснуть от такого удобства.

Мысли на холсте: города будущего в представлении предков

В начале прошлого века многие производители сигарет, кондитерских товаров и прочих вещей нередко вкладывали в упаковку открытку. Красочные картинки могли просто рекламировать сам товар, а еще их собирали коллекционеры. Так, например, один из производителей сигарет того времени без лишней скромности заявлял, что и в 2500 году в городе будущего (судя по всему, в Лондоне) будет стоять фабрика, производящая именно эту марку табака.

В товарах, которые продавались в России, тоже можно было найти подобные карточки. Например, в 1914 году кондитерское «Товарищество Эйнемъ» (позже — фабрика «Красный Октябрь») выпустило партию конфет «Москва в будущем». В коробки с конфетами были вложены особенные открытки — с видами Москвы спустя 200 лет. Эти замечательные работы были выполнены российским художником-баталистом Николаем Николаевичем Каразиным. На оборотной стороне каждой открытки были комментарии.

И что же мы видим в этих открытках-предсказаниях? Москва-река теперь перегружена торговыми судами. В воздухе бипланы и монопланы, у пристани взлетает гидроплан, а товарный дирижабль с надписью «Эйнемъ» летит в Тулу с запасом шоколада. Есть тут аэросани, кавалерия и полицейский с саблей. Впрочем, кое-что из предсказанного все же сбылось: посмотрите, например, на поезда метрополитена и дорожные пробки.

О том, как должен был выглядеть Нью-Йорк будущего, можно узнать, например, из работ художника Ричарда Раммеля (Richard Rummel). В 1910 году он нарисовал футуристический город небоскребов; впоследствии эти изображения использовались для дизайна открыток.

Американский политический журнал Harper’s Weekly (A Journal of Civilization) издавался в Нью-Йорке с 1857 года. В его штате значился талантливый карикатурист с немецкими корнями Томас Наст. В его задачи входило создание шаржей на политиков и всяческое высмеивание аппарата власти. Что-то вроде таких рисунков.

Однако в творчестве этого карикатуриста есть интересный эпизод. В 1881 году он попытался изобразить, каким будет Нью-Йорк спустя много лет. Художник XIX века тоже не сомневался, что расти этот город будет не только вширь, но и вверх.

Франция 100 лет спустя: прогнозы художников

Человек всегда мечтал покорить воздух. Это было едва ли не первым его желанием, когда он осознал, что может своими руками делать прогресс. Он постоянно пробовал, экспериментировал, терпел неудачи — и тем не менее не терял оптимизма. Человек верил в то, что покорение воздушной стихии — вопрос времени. И уж конечно, в будущем все будут летать. Это убеждение очень хорошо прослеживается в работах французских художников-карикатуристов конца девятнадцатого — начала двадцатого века.

Летают все. Пожарники в костюме Бэтмена тушат пожар, а неверная жена отвлекает мужа, пока ее любовник, словно Карлсон с пропеллером на спине, улетает в распахнутое окно.

Многие из футуристичных иллюстраций конца XIX века года принадлежат художнику по имени Жан-Марк Коте (Jean-Marc Côté). Возможно, про творчество этого человека никто бы никогда и не узнал, если бы Айзек Азимов в 1985 году совершенно случайно не наткнулся на большой комплект из 50 открыток с серией работ EN L’AN 2000 французского художника.

Знаменитый фантаст, не задумываясь, приобрел их, а спустя год выпустил целую книгу Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000. В ней Азимов анализирует каждый рисунок и рассуждает о том, почему те или иные сюжеты могли прийти на ум человеку из другой эпохи.

У Азимова достаточно и своих предсказаний будущего, но когда талантливый футуролог проводит собственное расследование артефактов прошлого — это чертовски интересно.

Так, например, Жан-Марк на одной из своих работ показывает настоящий бомбардировщик, а на другой — бронированные автомобили для сражений. На открытках есть роботы с дистанционным управлением, субмарины и много-много других самых разных идей.

Многие из сюжетов картин показаны в стихиях, ранее недоступных человеку. Под водой люди играют в крокет, запряженный китом автобус везет пассажиров по дну океана, а над водной гладью идут воздушные баталии.

Взгляд на космос из прошлого. Об этом и не только на следующей странице

🔥136

Leave a Reply