О личности предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов донского казака Степана Разина достоверно известно очень мало, несмотря на широкую известность данного события. Нет точных сведений ни о годе его рождения, ни о месте, где он появился на свет.
В источниках упоминается Иван Разин, которого в 1665 году царский воевода велел казнить за какую-то оплошность. По некоторым данным, то был старший брат Степана Разина, в отместку за которого младший брат и начал свои разбойничьи походы. Но так ли это на самом деле – доказательств нет.
Казнь Стеньки Разна
Европа вовсю помогала царю подавить восстание
Вместе с тем, есть ряд точно установленных фактов, про которые, однако, историки редко почему-то вспоминают, особенно когда пишут учебники.
Например, русский архив следствия по делу Степана Разина сгорел в 1701 году. И большинству сведений об его восстании мы обязаны, как ни странно, иностранным источникам.
Вот ещё парадокс: иностранные свидетельства о мятеже Степана Разина появились в печати буквально в первые же годы. В 1674 году немецкий учёный Иоганн Марциус защитил в университете Виттенберга диссертацию, посвящённую «Стеньке Разину». В 1676 году в Голландии вышла книга Яна Стрёйсса, который якобы был непосредственным очевидцем событий Разинщины в Астрахани. Эти иноземные источники написаны с позиций полной поддержки русских властей, в тоне резкого осуждения мятежников.
Создаётся такое впечатление, что иноземцы были не меньше российских властей заинтересованы в подавлении мятежа. Ян Стрёйсс и другой голландский наблюдатель, по горячим следам написавший о бунте Разина, Бальтазар Котта, свидетельствовали, что московское правительство наняло для борьбы с повстанцами голландскую пехоту. Видимо, не очень доверяло своим собственным войскам.
Любопытно также то, что московское правительство регулярно информировало западных резидентов о ходе подавления восстания, рассылая специальные информационные бюллетени. После пленения Степана Разина царь Алексей Михайлович пригласил всех иноземных послов насладиться зрелищем казни над «злодеем».