События, имевшие место в Новочеркасске в 1962 году, получили название «Новочеркасский расстрел» или «Новочеркасский бунт». Это действительно была одна из самых масштабных акций, направленных против действий властей СССР.
Продовольственный кризис
Одной из причин, вызвавших недовольства в Новочеркасске, было повышение цен на продукты, о котором объявили 1 июня 1962 года. Страна совсем недавно оправилась от голодных военных лет, у большинства ещё жива была память о карточной системе, и опасения нового голода были очень сильными.
Продовольственный кризис в СССР стал результатом целой совокупности факторов. Тут и политика Хрущёва на распространение кукурузы (производство зерна, естественно, сокращалось, а кукуруза нормально вызревала примерно на 15% занятых ею площадей), и нерациональный подход к использованию пахотных земель, и курс на укрупнение колхозов, которое не привело к повышению их эффективности. Подсобные хозяйства колхозников при этом полностью ликвидировались. Плюс к этому росли расходы на освоение космоса, на поддержку братских народов. Всё это в итоге привело к настоящему кризису, продукты исчезали из магазинов.Хрущёв в магазине. Источник: kommersant.ru
Писатель Станислав Подольский, который в 1962 году был студентом Новочеркасского политехнического института, вспоминал жизнь в городе так: «В городе, особенно в заречной его части, много заводов: крупнейший электровозостроительный — НЭВЗ, электродный, химический, машиностроительный — многотысячные рабочие коллективы, те, чьими руками создается всё в стране, как любили повторять в прессе. Однако эти созидатели оказались самым бесправным и пренебрегаемым слоем населения. Жилье строилось черепашьими темпами, даже то, которому люди присвоили меткое название «хрущобы». Снабжение из рук вон плохое. В городе забыли, что такое белый хлеб, фигурировал так называемый обойно-обдирный. Мяса, колбасных изделий почти не видели. За молоком стояли длиннющие очереди».
1 июня 1962 года было объявлено о повышении цен на продовольственные товары. Объяснялась эта мера тем, что в стране надо избежать дефицита, но на деле он уже был. К тому же торговая сеть узнала о грядущем повышении раньше, и начались махинации: закупали по старым, низким, ценам и продавали «из-под полы» дороже, при переоценке товаров в ночь с 31 мая на 1 июня часть их утаивалась, прятали в основном особо дефицитные мясо и масло. В итоге 1 июня в магазинах опустели и без того полупустые полки.
Недовольство нарастает
1 июня 1962 года рабочих сталелитейного цеха Новочеркасского электровозостроительного завода имени Будённого (НЭВЗ) ждала ещё одна плохая новость: понижались расценки на продукцию. То есть теперь за то же объём работы люди получали меньшую зарплату. Учитывая выросшие примерно на треть цены на продовольствие, положение складывалось критическое, и всё утро прошло в обсуждениях.Здание НЭВЗ. Источник: ТАСС
К обеденному перерыву дискуссии стали более бурными, сталевары решили собрать делегацию и отправиться к руководству НЭВЗ. Основное требование было отменить распоряжение о снижении расценок. Делегаты дошли до директора Бориса Курочкина и задали ему прямой вопрос — что делать? Денег на еду не хватает. На что он ответил фразой, которая взорвала ситуацию: «Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером». Евгений Елин, работавший тогда в кузнечном цеху, вспоминал, что после обеденного перерыва к рабочим местам уже никто не вернулся, а заводской гудок известил о начале общей забастовки.Борис Курочкин. Источник: ТАСС
Волнения выплеснулись за пределы завода. Как вспоминал Елин, недовольные перекрыли железную дорогу, по которой шёл поезд Саратов-Ростов, и паровозный гудок присоединился к заводскому. К 13 часам во дворе НЭВЗ были уже все рабочие первой смены. Руководители обкома и облисполкома, прибывшие на место, погасить конфликт не смогли. По инициативе слесаря Вячеслава Черныха появился лозунг «Мяса, молока, повышения зарплаты».
Демонстрация недолго была мирной. Митингующие стали бить стёкла в вагонах остановленного поезда, тех немногих, кто призывал разойтись и прекратить беспорядки, тут же били, избили и главного инженера завода Сергея Ёлкина. Во дворе начался стихийный митинг, подошедшие рабочие второй смены присоединились к забастовке. Часть сотрудников всё же разошлись по домам, и новости о творящемся на НЭВЗ узнали в городе.
К 16 часам удалось «освободить» остановленный поезд и отправить его на предыдущую станцию. Но в целом ситуация оставалась накалённой до предела, на заводе громили управление. Ученик токаря Анатолий Десятников сорвал с фасада здания портрет Хрущёва, и этот поступок вызвал всеобщую овацию. Стало понятно, кого рабочие считают основным виновником бедственного положения.
В 16:30 перед рабочими выступил первый секретарь Ростовского обкома КПСС Александр Басов. Но фактически он пересказал то, что все и так знали: повышение цен — вынужденная мера. Беспорядки продолжились, а Басов закрылся в одном из кабинетов, оказавшись фактически заложником.